Некоторые правила хорошего запоминания

Некоторые правила хорошего запоминания

Если рассматривать память с информационно-кибернетической точки зрения, то можно выделить несколько закономерностей, от которых зависит качество запоминания.
Во-первых, широко распространенное предварительное повторение материала, подлежащего запоминанию (повторение без заучивания), может сэкономить время для его усвоения только в том случае, когда количество предварительных повторений не будет превышать количества, необходимого для хорошего заучивания материала наизусть.
Во-вторых, если требуется запомнить длинный ряд, то нужно знать, что лучше всего воспроизводится в памяти его начало и окончание («эффект края»). Для создания ассоциативной связи между впечатлениями и их воспроизведения в дальнейшем, особо важным является то, будут ли они разрозненными или логически связанными друг с другом частями единого целого.
Для запоминания заучиваемого материала менее продуктивным будет повторение его подряд, поэтому большей результативности можно добиться, если распределить такие повторения на определенный период времени, например, несколько часов или дней.
Нужно помнить, что каждое новое повторение ранее выученного материала способствует его лучшему запоминанию. А если относиться к запоминаемому материалу с повышенным вниманием, то количество необходимых для его выучивания повторений может быть значительно сокращено. При этом отсутствие внимания никогда не может быть компенсировано увеличением числа повторений. Та информация, к которой человек относится с повышенным интересом, запоминается легче всего. Данная закономерность в наибольшей степени проявляется с возрастом. И, конечно, редкие, странные, необычные и удивительные впечатления запоминаются намного лучше, чем привычные и часто встречающиеся.