Память и восприятие у младенцев

Память и восприятие  у младенцев

Зрение – самый главный орган чувств у человека. Кроме того, в начале жизни оно первым начинает развиваться наиболее активно. Следящие движения глаз появляются уже у месячного младенца. Эти движения сначала осуществляются только в горизонтальной плоскости, чуть позже начинается слежение и по вертикали. В двухмесячном возрасте появляются простейшие криволинейные (круговые) движения глаз. В это же время появляется и зрительное сосредоточение — способность задерживать взгляд на предмете. К третьему месяцу жизни ребенок умеет переводить взгляд с предмета на предмет.

Первые два месяца жизни младенцы основную часть времени проводят за рассматриванием окружающих предметов, в основном, если они накормлены и спокойны. Вместе с тем при рождении ребенка зрение у него развито менее всего (в сравнении с тем уровнем развития, которого зрение достигает у взрослого человека).

Примерно в два месяца ребенок начинает различать простейшие цвета, а в три-четыре — формы предметов.

Наблюдения за развитием детей на первом году жизни показали, что на шестой неделе жизни поведение ребенка при виде взрослого резко меняется. Если до этого взгляд малыша практически не задерживался на взрослом человеке, то теперь ребенок продолжительное время внимательно смотрит ему в глаза, он начинает улыбаться и гулить. Поведение ребенка кажется осмысленным, он тянется к взрослому, вроде пытается сказать, чтобы он не уходил. Такая удивительная реакция младенца была названа учеными «комплексом оживления».

Хотя не совсем правильно связывать комплекс оживления у ребенка с его зрительным восприятием знакомых лиц. Даже слепые от рождения младенцы тоже начинают улыбаться в том же возрасте, лишь заслышав голос матери.

Появлению улыбки на лице ребенка способствует ласковое обращение к нему родного человека. При этом у взрослого должно быть доброе и радостное выражение лица, а голос приятный и эмоционально окрашенный.